После удачных экспериментов с просекко захотелось как-то использовать пылящиеся с осени бутылки английского сухого сидра. Тогда вкус его так живо напомнил мне игристое виноградное вино, что пара бутылок этого сидра была заначена для дальнейших экспериментов.
Но рецепты все попадались какие-то выморочные: то горы иных компонентов, а сидр – вместо содовой, то предписывался шейк, что с газированным сидром я делать опасаюсь.
На глаза попался простенький рецепт с шампанским, где также фигурировал кальвадос. Сидр, даже английский, намного ближе к кальвадосу, чем шампанское, так почему бы в этот раз не заменить сидром шампанское, которое все равно у меня всегда заменялось на просекко.
Таким образом, Champagne Normandie превратился в Cidre Normandie. И не думаю, что я очень уж сильно ухудшил его вкус.
Это мой первый опубликованный опыт использования сидра в коктейлях, и, пожалуй, первый опыт его использования в коктейлях вообще. Но обратил я внимание на аутентичный сидр раньше – пару лет назад. Сначала это был дешевый английский сидр со вкусом забродившего пакетного яблочного сока и с навязчивым горчащим привкусом.
Откровением стал французский сидр. Это было нечто со вкусом натуральных яблок и с отличным балансом букета: и сухость, и сладость, и свежесть присутствовали там, где им было положено присутствовать, не мешали друг другу, даже наоборот, составляли неплохой ансамбль. Это был толчок к появлению у меня устойчивого интереса к этому напитку, хотя по причинам доступности и цены все же чаще покупался английский, а не французский сидр.
Вообще, для меня яблоки и продукты их переработки – нечто родное, ассоциирующееся с Родиной, семьей и детством. Даже если это французские, английские или немецкие продукты. Яблоки и яблоня, а не пресловутая березка, для меня стали неким символом русского, своего, исконного.
В детстве лето начиналось майским цветением садов, и даже в самом маленьком садике обязательно была яблоня с ее белым или розоватым цветом. Могло не быть почти обязательной кипенно-белой вишни, груши и сливы вообще встречались нечасто. А яблони были везде, пусть даже одичавшие и заросшие.
Эти яблони на пару с вишнями застилали скромные подмосковные огородики ковром белых лепестков. Еще не вошедшее в силу солнце пригревало сквозь редкие майские кроны с молоденькими светло-зелеными листочками. Родня возилась с грядками и теплицами, а ветер носил из угла в угол белые вихри опавших лепестков. От гладкой коры молодых яблонек веяло здоровой упругой силой, а старые деревья все еще стояли сонные, прислушиваясь к начавшимся в них токам соков от корней к кроне.
Все предвещало новое лето, новую яркую жизнь и щедрую зрелость на пике пока еще очень далекого августа. Это был май от цветения яблонь до цветения черемухи и сирени — время, когда ожидание лета намного привлекательнее самого лета.
А потом, после сиреневых и черемуховых похолоданий и дождей, уверенным рывком наступало лето с одуревшими от жары и собственного треска кузнечиками в стремительно засыхающей траве. Тяжелые гроздья кислой красной смородины, притулившейся под сенью огромной сорокалетней яблони, сверкали рубинами и грозили покусившимся оскоминой. Рядом – раскаленная полуденным солнцем лавочка, на которой разложены пучки надранного тысячелистника, терпко пахнувшего солнцем, лугом и лекарствами. Это – последнее задание на сегодня, позади также прополка и марш-бросок за молоком от «своей» коровы. Борщ с молодой свеклой и свекольной ботвой, торопливо умятый на обед, тяжело плещется в животе, но улица зовет и манит неизведанными тайнами и приключениями.
Через минуту сборов босые ноги уже утопают в теплой бархатной серо-кремовой пыли проселка, в одной руке – подхваченные на крыльце сандалетки, а в другой — надкусанная и брызжущая соком, еще твердая, но уже сладкая грушовка с той самой огромной старой яблони. Локтем к загорелой мальчишеской груди прижаты еще два яблока – на дорогу, про запас. Впереди маячит полоска воды – мелкий прудик-лягушатник. Жизнь замечательна, беззаботна и полна того наивного и радостного детского ожидания, что скоро обязательно будет еще лучше…
Конец сентября иногда дарит сухие и солнечные дни. Летние яблоки уже отошли, их съели, а падалицу пустили на сок или варенье. За домом антоновка перегородила тропинку к сараю своими ветвями, протягивает их, прося снять уже с них эти тяжелые зеленые плоды. Сегодня тот самый мальчик, выросший в длинного и тощего студента, снимет с чердака груду разнокалиберных фанерных ящиков, вооружится стремянкой, матерчатой авоськой и палкой с розочкой из гвоздей на торце и будет целый день лазать по могучей антоновке, снимая на хранение ее невзрачные и пока невкусные яблоки.
Через неделю в доме станет ощутимо пахнуть дозревающей антоновкой, а к грязному и стылому ноябрю яблоки слегка пожелтеют, и их аромат станет одуряющим. К тому времени вся некондиция уже будет съедена в пирогах, а отборная хрусткая кисло-сладкая антоновка станет обязательным ежедневным блюдом на целый месяц.
После нового года опустевшие ящики перекочуют обратно на промерзший чердак, к забытым пучкам того самого тысячелистника, а банка яблочного варенья станет неизменным спутником чашки с чаем. Так будет длиться до весны, когда опять начнут просыпаться старые яблони и опять придет забытое ощущение, что все начинается сначала…
Двадцать лет спустя в офисе с неживым воздухом я ем яблоко из супермаркета и перечитываю конспект вчерашнего изучения вкуса коктейля из французского кальвадоса и английского сидра. Это может выглядеть карикатурой, но не для меня: я все еще там, в своем яблочном детстве, даже с теперешним невесть откуда привезенным яблоком и английским, наверняка не самым лучшим сидром…
Итак, простой коктейль, вольное переложение Champagne Cocktail.
Cidre Normandie
- 30 мл кальвадоса (Pacory Three Star Calvados),
- 1 дэш ароматического биттера Angostura,
- английский сухой яблочный сидр (примерно 60 мл).
Соединить биттер и кальвадос в бокале подачи, долить охлажденным сидром. Украшения излишни.
Начинается коктейль с вкуса сухого сидра, вкуса забродивших яблок. Букет поначалу довольно энергичный, сильный, его резкость также подчеркивается заметной газированностью
На нёбе в сухость вплетается немного горечи яблочных семечек и кожуры, а также легкая кисловатая нота яблочного сока. Плотный фон сухого сидра при этом не ослабевает, но за ним начинает проявляться тягуче-сладкий вкус яблочного варенья, тон свежих сладких яблок, немного кардамона и мускатного ореха, терпкость свежевыжатого яблочного сока.
Привкус полон благородной сухости, где в равной степени проявляется и сухость сидра, и чуть менее сухая древесно-фруктовая нота кальвадоса.
Лаконичный, сдержанный коктейль с хорошей глубиной и приятным суховатым вкусом, построенный на многообразии вкуса свежих и ферментированных яблок.
Более плотный французский сидр в такой же комбинации мне показался перебором. По вкусу он еще ближе к кальвадосу, что, как мне кажется, только утяжеляет общую картину. Тем не менее, я попробовал и его, заодно проверив свою гипотезу об уместности в этом коктейле ликера Bénédictine.
Cidre Normandie #2
- 30 мл кальвадоса (Pacory Three Star Calvados),
- 2 дэш ликёра Bénédictine,
- французский сухой яблочный сидр (примерно 60 мл).
Соединить кальвадос и ликер в бокале подачи, долить охлажденным сидром. Слегка перемешать. Подавать в бокале для шампанского.
Ликер несомненно смягчает общий вкус и придает ему больше глубины, но в то же время некоторая потеря сухости просто переворачивает вкус, и теперь это уже плотный, крепкий коктейль с доминирующим букетом кальвадоса, заметной бочкой и увесистой горчащей нотой яблочного джема.
Привкус отличается горько-сладким оттенком, где в равной степени заметны и собранный, плотный хук кальвадоса, и рыхлый, расслабленный слабоалкогольный тон сидра. Но послевкусие все равно остается легким, чистым и натуральным яблочным.
В целом, этот вариант показал себя совсем с другой стороны. Он слаще, глубже и намного плотнее, что неизбежно выливается в субъективное ощущение, что коктейль крепче, чем должен быть, и этому также способствует более выраженный оттенок забродившего яблочного сока. Но тем не менее и первый, и второй варианты – коктейли для любителя кальвадоса, и оба они будут хороши при соблюдении определенных условий.
Если вдруг увидишь, попробуй испанский. Французский (из тех, что у нас продаётся) после него показался мне плоским и куда менее интересным. Хотя возможно к нам стоящие экземпляры просто не завозятся.
Коктейль этот пробовал=) И тоже без шапанского. Но с самодельным сидром. А он у меня полусухой. Так что действительно было ощущение излишней крепости… Исчезла та лёгкость, за которую я люблю сидр. Поэтому в дальнейшем с ним не эксперементировал…
Кстати, молодец, что сделал колонку «DIY components»! Она у тебя давно, или я сильно невнимательный?)
там, где я покупал сидр, французский стоил в два раза дороже испанского, поэтому его и брал — аутентичный французский. да и он мне нравится — плотный, похож на слабый и газированный кальвадос )
буду еще в Ароматном Мире, возьму испанский.
легкость, кстати, с Аспалом была, а этот Аспал свободно стоит в Перекрестках…
Колонка уж месяц или два существует )
Французский конечно аутентично, но в Испании он гораздо популярней. Его, если не ошибаюсь, и производят и выпивают больше, чем на родине.
(а в каком из миров ты испанский видел?)
Прошу прощения, путаю Ароматный Мир с Азбукой Вкуса )
Этот покупал в Азбуке на Дорогомиловской.
В Ароматном Мире на Войковской видел много разного английского сидра. А вообще, самый вкусный французский сидр я брал в Галерее год назад…
PS. Не знал, что в Испании такими объемами выращивают яблоки…
На севере Испании климат не подходит для винограда, но зато отлично подходит для яблок. Поэтому они и используют их как основное сырьё… Но это не относится к югу.
Какого черта!!! Ты где Бенедиктин взял???
А вообще. Во-первых, привет, Леш, а во-вторых, спасибо за такой жизненный пост — у нас с тобой одно детство, похоже, было.
Привет, Саш!
Бенедиктин я почти год назад из Германии привез. А вообще, он у дюти-фри-контрабандеров часто бывает…
Детство обычное — советское, бедное, но счастливое )
Для меня яблоки тоже больше чем фрукт, правда по более прозаичной причине, за два года ношения брекетов это был единственный продукт, который я так и не придумал как сгрызть (а порезанные совсем не то), а люблю сильно. Аж вспомнить страшно, капитан Барбосса из «Пиратов Карибского моря» до сих пор у меня вызывает самое живое сочувствие :)
Коктейль неоднократно делал, штука очень интересная, но пока я гонял несколько изменённый вариант, поскольку использовал простенький кальвадос Daron, он хороший, но неуживчивый, так что дозу сидра я увеличил вдвое (заодно и бокал заполняет почти полностью, а то 90 мл на донышке плескались), а вместо ангостуры капал 2,5 мл более сильного ароматического биттера, сделанного по твоему рецепту. Получилось более расслабленно и с сидром в главных ролях, но более собрано и богаче на сторонние ароматы, чем сидр в чистом виде.
А сидра тут можно лить по вкусу. Все зависит от сидра. Тот, который полегче и посуше, может быть в больших дозах вполне…